Пригородное пассажирское сообщение
В пригородном сообщении работают 24 пригородные пассажирские компании (ППК), учрежденные с участием ОАО «РЖД», органов исполнительной власти регионов, частных инвесторов, а также ООО «Аэроэкспресс».
Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале 19 ППК составляет более 50 %. В январе 2018 года ОАО «РЖД» изменило долю участия в уставном капитале АО «Центральная ППК» путем продажи своего пакета акций АО «Центральная ППК» на открытом аукционе.
Государственная поддержка пригородных перевозок в виде компенсации платы за инфраструктуру и установления льготного коэффициента 0,01 позволяет сформировать стоимость билетов в пригородном сообщении на социально доступном уровне. Большинство регионов в 2018 году приняли решение не повышать тарифы на перевозку пассажиров.
Благодаря поддержке пригородного комплекса на федеральном уровне удалось не только стабилизировать перевозки, но и обеспечить расширение транспортного предложения в регионах. Компания в качестве владельца инфраструктуры общего пользования выполнила свои обязательства перед всеми перевозчиками.
Итоги деятельности ППК в 2018 году
Доходы ППК от перевозки пассажиров составили 28,5 млрд руб., что на 6 % больше, чем в предыдущем году. При этом 19 перевозчиков из 24 обеспечили рост доходов в 2018 году к уровню 2017 года.
Расходы по перевозочной деятельности составили 37,4 млрд руб., что выше уровня 2017 года на 4 %.
В 2018 году ППК – дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» – снизили задолженность за предыдущие периоды по договорам с ОАО «РЖД» на 0,9 млрд руб. При этом в 2018 году 20 компанийАО «Северо-Западная ППК», АО «Московско-Тверская ППК», АО «Волго-Вятская ППК», АО «Содружество», АО «Северо-Кавказская ППК», АО «Кубань Экспресс-Пригород», АО «ППК «Черноземье», АО «Саратовская ППК», АО «Волгоградтранспригород», АО «Башкортостанская ППК», АО «Самарская ППК», АО «ППК», АО «Омск-пригород», АО «Экспресс-пригород», АО «Алтай-Пригород», АО «Краспригород», АО «Байкальская», АО «Забайкальская ППК», АО «Экспресс Приморья», АО «ПКС». достигли уровня безубыточности.
Московское центральное кольцо в 2018 году
По итогам 2018 года МЦК перевезло 129,6 млн пассажиров (+17 % к уровню 2017 года), а с начала эксплуатации (2016 год) – более 267,6 млн пассажиров. Это обусловлено открытием новых станций Московского метрополитена, а также большим количеством туристов и болельщиков, посетивших Москву в период проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™. В начале осени были сданы в эксплуатацию жилые объекты, расположенные в непосредственной близости от МЦК, что также дало прирост пассажиропотока.
Среднесуточная отправка пассажиров составляет уже более 400 тыс. человек и постоянно растет. Максимальное количество пассажиров в сутки было перевезено на МЦК 7 ноября 2018 года – 501 767 человек.
Развитие МЦК продолжается. В настоящее время выполнена работа по имитационному моделированию для пяти-, четырех- и трехминутных интервалов движения поездов. Движение электропоездов «Ласточка» с четырехминутным интервалом позволит увеличить пропускную способность МЦК минимум до 592 тыс. человек в сутки (215 млн пассажиров в год), максимум – до 806 тыс. человек в сутки (295 млн пассажиров в год).
Проект «Городская электричка»
Положительный отклик у пассажиров в 2018 году получил развивающийся в регионах проект «Городская электричка», интегрирующий железнодорожные перевозки в городскую среду, когда связь между различными районами осуществляют пригородные поезда.
Первый проект «Городской электрички», запущенный в 2012 году в Красноярске, на сегодняшний день может считаться наземным аналогом метро. При проведении XXIX Всемирной зимней универсиады он успешно перевозил зрителей и клиентские группы. В сентябре 2016 года в Москве начало функционировать МЦК.
Развитие городского железнодорожного транспорта позволяет:
- снизить загруженность автомагистралей;
- улучшить качество и доступность транспортных услуг;
- повысить мобильность населения;
- сократить время на дорогу из пригородов.
Сейчас проект «Городской электрички» реализован в 11 городах: Москва, Красноярск, Уфа, Ростов-на-Дону, Тамбов, Воронеж, Волгоград, Калининград, Казань, Ярославль, Екатеринбург.