Расходы по перевозочным видам деятельности

Расходы по перевозочным видам деятельности по итогам 2018 года составили 1 469,5 млрд руб., что выше уровня 2017 года на 6,3 %.

Расходы по перевозочным видам деятельности в 2018 году, млрд руб.
Показатель Изменение 2018/2017
2017 2018 +/– %
Всего 1 381,8 1 469,5 87,7 106,3
Расходы на оплату труда 425,0 439,9 14,9 103,5
Отчисления на социальные нужды 119,5 124,9 5,4 104,5
Материальные затраты 496,9 537,3 40,4 108,1
Материалы 65,6 63,4 –2,1 96,7
Топливо 88,4 110,7 22,3 125,3
В том числе на тягу поездов 76,9 97,2 20,3 126,4
Электроэнергия 156,2 166,7 10,5 106,7
В том числе на тягу поездов 138,6 148,0 9,4 106,8
Прочие 186,8 196,5 9,7 105,2
Амортизация 220,2 230,3 10,0 104,5
Прочие затраты 120,1 137,2 17,0 114,2
СТРУКТУРА РАСХОДОВ ПО ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2018 ГОДУ, млрд руб.

Расходы на оплату труда составили 439,9 млрд руб., что выше уровня 2017 года на 3,5 %, или на 14,9 млрд руб.

Изменение расходов сложилось за счет:
  • увеличения расходов, зависящих от объемов перевозок (+4,6 млрд руб.);
  • увеличения расходов на оплату труда в связи с проведением индексации заработной платы всем работникам с 1 марта 2018 года на 2,2 %, с 1 октября 2018 года на 0,9 %, с 1 ноября 2018 года на 0,3 % и с 1 декабря 2018 года на 0,3 % согласно Коллективному договору ОАО «РЖД» на 2017–2019 годы (+20,7 млрд руб.);
  • увеличения расходов в связи с проведением Чемпионата мира по футболу FIFA 2018ТМ, принятыми мерами по повышению конкурентоспособности заработной платы и др. (+5,4 млрд руб.);
Вместе с тем произошло снижение расходов на 15,8 млрд руб., в том числе за счет:
  • реализации оптимизационных мероприятий, направленных на повышение производительности труда;
  • переквалификации затрат капитального ремонта пути на старогодных материалах в капитализируемые затраты;
  • снижения выплат социального характера и отчислений в негосударственный пенсионный фонд НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» в связи со снижением количества работников, имеющих право на данные выплаты.

Отчисления на социальные нужды составили 124,9 млрд руб., что выше уровня 2017 года на 4,5 %, или на 5,4 млрд руб. Увеличение затрат обусловлено соответствующим ростом расходов на оплату труда, на которые начисляются страховые взносы.

Затраты на топливо составили 110,7 млрд руб., что выше уровня 2017 года на 25,3 %, или на 22,3 млрд руб. Изменение данных расходов сложилось за счет:

  • увеличения объемов перевозок тоннокилометровой работы брутто в дизельной тяге на 2,9 % (+2,2 млрд руб.);
  • роста цены на дизельное топливо (с учетом акцизных платежей) на 24,1 % (+21,6 млрд руб.);
  • реализации оптимизационных мер, направленных на снижение потребления топлива в рамках оптимизационных мероприятий, а именно оптимизации режимов котельного оборудования, служебного транспорта и др. (–1,5 млрд руб.).

Затраты на электроэнергию составили 166,7 млрд руб., что выше уровня 2017 года на 6,7 %, или на 10,5 млрд руб. Изменение затрат на электроэнергию обусловлено:

  • увеличением расходов, зависящих от объемов перевозок тонно-километровой работы брутто в электрической тяге, на 4,5 % (+ 6,5 млрд руб.);
  • ростом среднего уровня тарифов на электроэнергию на 2,1 % (+4,5 млрд руб.);
  • реализацией оптимизационных мер, направленных на снижение потребления электроэнергии (–0,5 млрд руб.).

Остальные материальные затраты (материалы и прочие материальные затраты) составили 259,9 млрд руб., что выше уровня 2017 года на 3 %, или на 7,6 млрд руб.

Изменение расходов сложилось за счет:

  • роста расходов, зависящих от объемов перевозок (+4,4 млрд руб.);
  • увеличения расходов в связи с ростом цен на потребляемую продукцию (+8,2 млрд руб.);
  • роста расходов на проведение капитального ремонта (+2 млрд руб.). При увеличении объемов капитального ремонта основных средств реализованы мероприятия по переквалификации затрат капитального ремонта пути на старогодных материалах в капитализируемые затраты;
  • увеличения расходов в связи с заключением договоров с АО «АК «Железные дороги Якутии», начиная с 2018 года (+2,1 млрд руб.);
  • увеличения расходов на сервисное обслуживание (+1,9 млрд руб.) в связи с ростом объемов работ и проведением индексации;
  • увеличения расходов в связи проведением Чемпионата мира по футболу FIFA 2018TM (+1,6 млрд руб.);
  • снижения расходов, в том числе за счет реализации оптимизационных мероприятий (—12,6 млрд руб.).

Амортизация составила 230,3 млрд руб., что выше уровня 2017 года на 4,5 %, или на 10 млрд руб. Изменение затрат обусловлено как вводом в действие новых объектов основных фондов в рамках реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД», так и выбытием ряда объектов за счет проводимой работы по консервации основных фондов, не задействованных в перевозочном процессе, а также проведением переквалификации затрат капитального ремонта пути на старогодных материалах в капитализируемые затраты и др.

Прочие затраты составили 137,2 млрд руб., что выше уровня 2017 года на 14,2 %, или на 17 млрд руб. Основными факторами, оказавшими влияние на величину изменения прочих расходов, стали:

  • увеличение расходов за счет роста цен на потребляемую продукцию (+2,3 млрд руб.);
  • увеличение расходов по налогу на имущество (+11,3 млрд руб.) за счет роста ставки с 1 до 1,3 % (в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов), а также отмены льготы в отношении движимого имущества, введенного в эксплуатацию начиная с 2013 года;
  • увеличение расходов на охрану объектов и транспортную безопасность в соответствии с требованиями законодательства (+4,8 млрд руб.);
  • снижение расходов, в том числе за счет реализации оптимизационных мер (–1,4 млрд руб.).

По итогам 2018 года благодаря эффективному управлению затратами и реализации программы повышения эффективности деятельности ОАО «РЖД» удалось обеспечить рост удельной себестоимости железнодорожных перевозок на уровне всего 0,9 % (в сопоставимых условиях)Себестоимость переведена в сопоставимые условия без учета роста затрат на обеспечение транспортной безопасности и охраны объектов транспортной инфраструктуры, изменений в законодательстве в части налога на движимое (рост ставки на 1,1 п. п.) и недвижимое (рост ставки на 0,3 п. п.) имущество, а также расходов, связанных с заключением договоров с АО «АК «Железные дороги Якутии»., что существенно ниже среднегодовой инфляции в стране (2,9 %).