Ключевые риски, связанные с реализацией ДПР до 2025 года

Ключевые риски ОАО «РЖД», связанные с реализацией ДПР до 2025 года, определены с учетом их влияния на достижение ключевых показателей эффективности деятельности и сгруппированы в следующие категории по источнику возникновения:

  • макроэкономические риски;
  • риски, связанные с государственным регулированием;
  • рыночные риски;
  • инвестиционные риски;
  • налоговые риски;
  • управленческие риски;
  • кадровые риски;
  • научно-технические и технологические риски;
  • технологические риски.
Ключевые риски ОАО «РЖД»
Категория рисков Наименование риска Последствия реализации риска Мероприятия, снижающие вероятность наступления риска или тяжесть последствий его реализации
Макроэкономические
Ухудшение макроэкономической ситуации в стране и снижение грузовой базы проектов, в том числе за счет ужесточения санкций. Степень влияния макроэкономических рисков на показатели программы оценивается как высокая. Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг с полным и объективным информированием о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Реализация комплекса мер по повышению эффективности, долгосрочные договоры с поставщиками. Принятие решений о предоставлении институтам развития дополнительной ликвидности.
Опережающий прогноз роста цен на потребляемую продукцию, в том числе на нефтепродукты и электроэнергию.
Государственное регулирование
Отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта. Оценивается как критичный при высокой вероятности наступления. Поиск альтернативных источников и механизмов финансирования. Оптимизация технических решений по капитальным проектам. Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке. Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД» с полным и объективным информированием их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД».
Изменение государственного регулирования/поддержки других видов транспорта. Может привести к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
Либерализация рынков грузовых и пассажирских перевозок. Оценивается как критичный при небольшой вероятности наступления.
Снижение объема государственного финансирования. Ведет к необходимости привлечения внешнего долга и процентов по обслуживанию долга, а также к сокращению объема инвестиционной программы.
Отставание развития нормативно-правовой базы от преобразований на железнодорожном транспорте. Оценивается как значительный при высокой вероятности наступления.
Рыночные
Существенное изменение структуры грузооборота по типам грузов и направлениям относительно прогнозируемых значений. Снижение прироста грузооборота будет вести к пропорциональной невозможности реализации этих проектов и снизит чистую прибыль ОАО «РЖД», которая является их источником. Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями. Повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах. Развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах. Реализация проектов, включенных в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Инвестиционные
Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры. Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры оценивается как критичный риск при средней вероятности наступления. Оптимизация технических решений.
Несоблюдение планируемых сроков реализации инвестиционной программы. Совершенствование системы управления инвестиционными проектами.
Налоговые
Увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. Оценивается как критичный риск при высокой вероятности наступления. Постоянное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в области налоговой политики.
Управленческие
Недостаточность компетенций персонала в области управления. Риск оценивается как незначительный при невысокой вероятности наступления. Совершенствование системы управления.
Кадровые
Нехватка квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня конкурентоспособности ОАО «РЖД» как работодателя. Риски оцениваются как значительные при средней вероятности наступления. Поддержание оплаты труда работников на уровне выше общероссийского и обеспечение конкурентоспособного уровня. Развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и подготовке. Реализация социальных целевых программ. Формирование социального пакета, отвечающего потребностям работников.
Усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики численности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе.
Научно-технические и технологические
Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие отставания от технического и технологического развития других видов транспорта. Степень влияния таких рисков оценивается как невысокая при невысокой вероятности их наступления. Реализация Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД».
Недостаточный уровень внедрения и использования современных научно-технических разработок.
Недостаточный уровень кооперации с зарубежными лидерами в области развития и использования инновационных технологий в сфере железнодорожного машиностроения.
Технологические
Отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов) от реализации инвестиционной программы Компании. Корректировка сроков реализации собственной инвестиционной программы в случае необходимости. Постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ.
Неудовлетворение потребностей рынка грузовых перевозок вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов. Сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками.