Макроэкономические | Ухудшение макроэкономической ситуации в стране и снижение грузовой базы проектов, в том числе за счет ужесточения санкций. | Степень влияния макроэкономических рисков на показатели программы оценивается как высокая. | Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг с полным и объективным информированием о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Реализация комплекса мер по повышению эффективности, долгосрочные договоры с поставщиками. Принятие решений о предоставлении институтам развития дополнительной ликвидности. |
Опережающий прогноз роста цен на потребляемую продукцию, в том числе на нефтепродукты и электроэнергию. |
Государственное регулирование | Отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта. | Оценивается как критичный при высокой вероятности наступления. | Поиск альтернативных источников и механизмов финансирования. Оптимизация технических решений по капитальным проектам. Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке. Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД» с полным и объективным информированием их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД». |
Изменение государственного регулирования/поддержки других видов транспорта. | Может привести к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта. |
Либерализация рынков грузовых и пассажирских перевозок. | Оценивается как критичный при небольшой вероятности наступления. |
Снижение объема государственного финансирования. | Ведет к необходимости привлечения внешнего долга и процентов по обслуживанию долга, а также к сокращению объема инвестиционной программы. |
Отставание развития нормативно-правовой базы от преобразований на железнодорожном транспорте. | Оценивается как значительный при высокой вероятности наступления. |
Рыночные | Существенное изменение структуры грузооборота по типам грузов и направлениям относительно прогнозируемых значений. | Снижение прироста грузооборота будет вести к пропорциональной невозможности реализации этих проектов и снизит чистую прибыль ОАО «РЖД», которая является их источником. | Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями. Повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах. Развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах. Реализация проектов, включенных в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры |
Инвестиционные | Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры. | Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры оценивается как критичный риск при средней вероятности наступления. | Оптимизация технических решений. |
Несоблюдение планируемых сроков реализации инвестиционной программы. | Совершенствование системы управления инвестиционными проектами. |
Налоговые | Увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. | Оценивается как критичный риск при высокой вероятности наступления. | Постоянное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в области налоговой политики. |
Управленческие | Недостаточность компетенций персонала в области управления. | Риск оценивается как незначительный при невысокой вероятности наступления. | Совершенствование системы управления. |
Кадровые | Нехватка квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня конкурентоспособности ОАО «РЖД» как работодателя. | Риски оцениваются как значительные при средней вероятности наступления. | Поддержание оплаты труда работников на уровне выше общероссийского и обеспечение конкурентоспособного уровня. Развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и подготовке. Реализация социальных целевых программ. Формирование социального пакета, отвечающего потребностям работников. |
Усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики численности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе. |
Научно-технические и технологические | Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие отставания от технического и технологического развития других видов транспорта. | Степень влияния таких рисков оценивается как невысокая при невысокой вероятности их наступления. | Реализация Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД». |
Недостаточный уровень внедрения и использования современных научно-технических разработок. |
Недостаточный уровень кооперации с зарубежными лидерами в области развития и использования инновационных технологий в сфере железнодорожного машиностроения. |
Технологические | Отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов) от реализации инвестиционной программы Компании. | Корректировка сроков реализации собственной инвестиционной программы в случае необходимости. | Постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ. |
Неудовлетворение потребностей рынка грузовых перевозок вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов. | Сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками. |