Главные достижения в 2018 году

  • Груженый грузооборот достиг исторического максимума – 2 596,9 млрд ткм (+4,2 % к уровню 2017 года).
  • Погрузка выросла к уровню 2017 года на 2,2 %, до 1 289,6 млн т (3 533,2 тыс. т в среднем в сутки).
  • Особенно увеличилась погрузка каменного угля (+4,6 %), руды железной и марганцевой (+5,7 %), черных металлов (+7 %) и зерна (+22,6 %).
  • Средняя дальность перевозок грузов увеличилась на 35 км (+1,9 %), до 1 835 кмС учетом грузобагажа..
  • В рамках услуги перевозки грузов по фиксированному графику было отправлено 32,87 тыс. поездов, перевезено 72,59 млн т грузов, что на 21,9 % выше уровня 2017 года.
  • В 2018 году количество зарегистрированных пользователей электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» увеличилось в 1,9 раза, до 3 522.
  • Завершен первый этап создания транспортно-логистического центра (дале – ТЛЦ) «Калининград» с сателлитом «Черняховск», где осуществляется перегруз с колеи 1520 мм на колею 1435 мм транзитных контейнерных поездов.
  • Расширилась международная география транспортно-логистических услуг РЖД, в частности по международному маршруту Баку – Тбилиси – Карс организованы отправки российского зерна в Турцию.
  • Разработаны и запущены новые сервисы транзитных контейнерных перевозок по маршрутам Китай – Европа – Китай через порт Калининград и Южная Корея – Финляндия – Южная Корея через порт Восточный.
  • В рамках развития МТК «Север – Юг» прошли тестовые отправки контейнеров из Индии в Россию и Беларусь.
  • Организованы две экспериментальные контрейлерные перевозки по маршруту Калининград – Москва – Калининград транзитом по территориям Литвы и Беларуси и совместно с АО «ФГК» и ЗАО «Магнит» — опытная перевозка по маршруту Москва – Новосибирск.
Грузовые перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД»
Основные показатели грузовых перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД»
Показатель Единица измерения 2014 2015 2016 2017 2018
Значение Изменение к 2017 году, %
Погрузка, всего млн т 1 226,9 1 214,5 1 222,3 1 261,3 1 289,6 2,2
В среднем в сутки тыс. т 3 361,5 3 327,3 3 339,5 3 455,7 3 533,2 2,2
Общий грузооборот млрд ткм 2 954,5 2 954,9 2 997,8 3 176,7 3 304,8 4,0
В том числе:
груженый грузооборот млрд ткм 2 298,6 2 304,8 2 342,6 2 491,9 2 596,9 4,2
порожний грузооборот млрд ткм 655,9 650,1 655,2 684,8 708,0 3,4
Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок % 87,1 92,9 96,1 96,7 97,1 0,4 п. п.
Средняя скорость доставки грузов и порожних грузовых вагонов км/сут 299 341 361 362 370 2,2
Средняя скорость доставки грузов в груженых вагонах км/сут 372 381 380 386 390 0,9
Погрузка

Деятельность ОАО «РЖД» тесно связана с состоянием российской экономики и промышленности. Согласно данным Росстата, индекс промышленного производства по итогам 2018 года составил 102,9 %. Погрузка по сети российских железных дорог выросла сопоставимо – на 2,2 %, до 1 289,6 млн т (в среднем 3 533,2 тыс. т в сутки). Увеличение объемов произошло прежде всего за счет каменного угля, руды железной и марганцевой, черных металлов, зерна.

Динамика объемов погрузки, млн т
Структура погрузки по видам сообщения
Показатель 2017 2018 Изменение объема, %
млн т Доля, % млн т Доля, %
Погрузка 1 261,3 100,0 1 289,6 100,0 2,2
Внутреннее сообщение 791,5 62,8 797,6 61,8 0,8
Экспорт 460,0 36,5 482,3 37,4 4,8
В том числе:
через порты 291,2 23,1 306,3 23,8 5,2
через погранпереходы 168,8 13,4 176,0 13,6 4,3
Импорт и транзит 9,8 0,8 9,8 0,8 –0,3

По итогам 2018 года погрузка выросла по всем направлениям. Во внутрироссийском сообщении она увеличилась на 0,8 % (до 797,6 млн т) при росте экспорта на 4,8 % (до 482,3 млн т). Экспортные поставки росли быстрее, поэтому доля погрузки во внутрироссийском сообщении в 2018 году сократилась с 62,8 до 61,8 %, а доля экспорта выросла с 36,5 до 37,4 %.

В структуре погрузки по видам грузов преобладали каменный уголь, нефтеналивные и строительные грузы, руда. Их суммарная доля составила 66,1 %, что немного ниже уровня 2017 года (–0,3 п. п.).

В 2018 году погрузка грузов всех классов выросла. Но в отличие от предшествующего года, когда быстрее всего увеличивалась погрузка самых дешевых грузов, в 2018 году стала расти погрузка грузов самого высокого тарифного класса (III). Объем погрузки грузов I тарифного класса увеличился за год на 1,6 %, II класса – на 2,9 %, III класса – на 4,2 %.

В грузах I тарифного класса больше всего выросли объемы погрузки каменного угля (+4,6 %), железной и марганцевой руды (+5,7 %) и лесных грузов (+5,6 %). Но второй год подряд снижаются объемы строительных грузов (на 6,8 % в 2018 году после спада на 5,7 % в 2017 году).

Во II тарифном классе сильнее всего выросла погрузка зерна (+22,6 %), грузов в контейнерах (+12,1 %) и удобрений (+3,7 %). Темпы роста погрузки зерна заметно выросли по сравнению с 2017 годом, когда прирост в этой категории составлял 16,4 %. Это свидетельствует о все большей активности зерновых компаний, особенно на экспортном рынке.

В III классе наибольший прирост показали черные металлы (+7 %). Темпы роста погрузки в этой категории также ускорились на 4,3 п. п. по сравнению с приростом на 2,8 % в предыдущем году. Это свидетельствует о существенном оживлении на рынке черных металлов.

Наибольший удельный вес в структуре погрузки в 2018 году пришелся на низкодоходные грузы – 59,9 % от общего объема (для сравнения: в 2017 году – 60,2 %). Доля среднедоходных грузов выросла несущественно – до 29,5 % (с 29,3 % в 2017 году), высокодоходных – до 10,6 % (с 10,4 % годом ранее).

Структура погрузки грузов во внутрироссийском сообщении в 2018 году, %
Структура погрузки экспортных грузов в 2018 году, %
Грузооборот

Груженый грузооборот железнодорожных перевозок в 2018 году вырос на 4,2 % к уровню 2017 года, до 2 596,9 млрд ткм, достигнув рекордного значения за весь период деятельности Компании.

Общий грузооборот (с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии) на инфраструктуре ОАО «РЖД» увеличился на 4 % к уровню 2017 года, до 3 304,8 млрд ткм. Прирост в основном был связан с увеличением объемов перевозок грузов (прежде всего угля). Кроме того, произошло увеличение средней дальности перевозок на 1,9 %. Порожний грузооборот также увеличился в 2018 году на 3,4 %, до 708 млрд ткм.

Динамика груженого грузооборота

По итогам 2018 года груженый грузооборот увеличился по всем направлениям перевозок: во внутренних перевозках рост составил 2,6 % (до 1 025,8 млрд ткм), в экспортных – 5,3 % (до 1 405,2 млрд ткм), в импортных – 2,1 % (до 101,4 млрд ткм), в транзитных – 10,5 % (до 64,5 млрд ткм).

Из-за опережающего роста экспорта доля внутрироссийских перевозок в структуре груженого грузооборота продолжала сокращаться. За последние пять лет она снизилась на 4,1 п. п., а доля экспортных перевозок повысилась на 4,4 п. п.

В структуре грузооборота по группам грузов в 2018 году значительно увеличилась доля угля – на 0,8 п. п. При этом доля нефти и нефтепродуктов снизилась на 0,4 п. п., а минерально-строительных грузов – на 0,6 п. п.

Структура груженого грузооборота, %
Структура груженого грузооборота, %
Груженый грузооборот в 2018 году достиг максимума за 15 лет и составил
2 596,9 млрд ткм