Ключевые результаты инвестиционной деятельности в 2018 году

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2018 год утверждена советом директоров ОАО «РЖД» (протокол от 20 ноября 2018 года № 4).

Плановый объем инвестиционной программы Компании на 2018 год составил 547,4 млрд руб. Фактические расходы на инвестиционную программу составили 530 млрд руб. (в том числе за счет капитализируемых процентов – 14,6 млрд руб.), из них:
  • за счет собственных средств ОАО «РЖД» – 460,4 млрд руб.;
  • за счет средств государственной поддержки – 66,7 млрд руб.;
  • за счет средств, привлеченных на реализацию мероприятий по присоединению инфраструктуры необщего пользования к инфраструктуре ОАО «РЖД», – 2,9 млрд руб.

Из общего объема выполненных затрат 162,8 млрд руб. приходится на проекты, связанные с выполнением поручений Президента и Правительства Российской Федерации, и 367,2 млрд руб. – на проекты ОАО «РЖД».

Структура инвестиционной программы Компании предусматривает семь основных разделов:
  • проекты, связанные с выполнением поручений Президента и Правительства Российской Федерации;
  • проекты развития железнодорожной инфраструктуры;
  • обеспечение безопасности;
  • снятие инфраструктурных ограничений;
  • повышение транспортной доступности;
  • обновление подвижного состава;
  • прочие проекты.
Фактические расходы на инвестиционную программу ОАО «РЖД»
530 млрд руб.
Проекты, связанные с выполнением поручений Президента и Правительства Российской Федерации

Это комплексные инфраструктурные проекты, источниками финансирования которых являются как средства ОАО «РЖД», так и средства федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации.

Развитие Центрального транспортного узла

Инвестиционные расходы в 2018 году – 50,1 млрд руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета – 16,2 млрд руб.).

Развитие Центрального транспортного узла направлено на решение проблемы транспортного обеспечения населения в связи с прогнозируемым ростом пассажиропотока, сокращение времени в пути и создание комфортных условий для пассажиров. Это позволит частично разгрузить автомобильные магистрали Москвы и Московской области, метрополитен и головные вокзалы, а также улучшить обслуживание пассажиров, в том числе с ограниченной мобильностью.

Начата реализация первого этапа развития диаметральных маршрутов МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Нахабино – Подольск.

Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей

Инвестиционные расходы в 2018 году – 48,5 млрд руб.

Проект предполагает снятие инфраструктурных ограничений на БАМе и Транссибе для вывоза с основных месторождений Восточного полигона дополнительных грузов. Полная реализация проекта позволит увеличить провозную способность магистралей до 180 млн т к 2024 году и до 210 млн т к концу 2025 года.

Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна

Инвестиционные расходы в 2018 году – 39,9 млрд руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета – 21,7 млрд руб.).

В 2018 году было построено 90,7 км вторых путейВ том числе на перегонах Абганерово — Гнилоаксайская (22,3 км), Гашун — Зимовники (23 км), Развильная — Песчанокопская (16,7 км), Полтавская — Протока (этап 2.1: Полтавская — ПК 418 (8,9 км)), Маныч — Шаблиевская (9,6 км), разъезд Козырьки (10,2 км).. Объемы перевозок грузов в адрес портов Азово-Черноморского бассейна в 2018 году составили 84 млн т, что соответствует плановым показателям.

Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна

Инвестиционные расходы в 2018 году – 15,5 млрд руб.

В 2018 году удалось повысить весовые нормы составов и провозную способность инфраструктуры полигона в 2018 году до 147 млн т в год с учетом вождения тяжеловесных поездов (+9 млн т в год к показателю 2017 года). Пропускная способность достигла 120 пар поездов в сутки (+5 пар поездов в сутки к показателю 2017 года).

Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги

Инвестиционные расходы в 2018 году – 3,7 млрд руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета – 2,5 млрд руб.).

В 2018 году был осуществлен ввод четного парка на ст. Иланская и второго Джебского тоннеля на перегоне Джебь – Щетинкин. После ввода в эксплуатацию смежного объекта – второго пути на перегоне Джебь – Щетинкино – в 2019 году пропускная способность участка Курагино – Саянская возрастет на шесть пар поездов в сутки (до 37 пар поездов).

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань

Инвестиционные расходы в 2018 году – 1,9 млрд руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета – 0,1 млрд руб.).

В 2018 году по данному проекту завершены разработка проектно-сметной документации и инженерные изыскания. Получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на участке Владимир – Нижний Новгород.

Строительство железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск (новая железнодорожная линия на направлении Журавка – Миллерово)

Инвестиционные расходы в 2018 году – 1,7 млрд руб.

В предыдущий год было завершено строительство двухпутной электрифицированной железной дороги (137,5 км) на участке Журавка – Миллерово, линия была открыта для постоянной эксплуатации.

В 2018 году завершены работы по оформлению исходно-разрешительной документации.

Строительство западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги с усилением железнодорожного участка Липовский – Курдюм

Инвестиционные расходы в 2018 году – 0,9 млрд руб.

Основная цель данного проекта – развитие железнодорожной инфраструктуры для создания провозной способности на подходах к Саратовскому узлу и обеспечения перевозки дополнительного объема грузов к уровню 2015 года в размере не менее 49,2 млн т. Эти работы дополняют проект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна». В 2018 году осуществлялась разработка проектной документации.

Усиление железнодорожной инфраструктуры на Северной и Свердловской железных дорогах для пропуска дополнительного грузопотока в рамках проекта по созданию Северного широтного хода

Инвестиционные расходы в 2018 году – 0,6 млрд руб.

Цель проекта – создание железнодорожного широтного направления, соединяющего Северную и Свердловскую железные дороги, как элемента единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры. Проект должен сократить протяженность транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей и способствовать развитию Арктической зоны Российской Федерации.

В 2018 году в целях реализации данного проекта подписано концессионное соглашение между Росжелдором и ООО «СШХ».

Инвестиционные расходы по проектам, связанным с выполнением поручений Президента и Правительства Российской Федерации, в 2018 году 
162,8 млрд руб.
Проекты развития железнодорожной инфраструктуры
Это приоритетные проекты, требующие опережающего финансирования для обеспечения прогнозируемых объемов грузовых и пассажирских перевозок. По данным проектам затраты в 2018 году составили:
  • 2,1 млрд руб. по проекту «Модернизация БАМа и Транссиба (второй этап)»;
  • 0,7 млрд руб. по проекту «Электрификация участка Ртищево – Кочетовка»;
  • 0,7 млрд руб. по проекту «Электрификация направления Ожерелье – Узловая – Елец (специализация под пассажирское движение)»;
  • 0,9 млрд руб. по проекту «Увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет»;
  • 1 млрд руб. по проекту «Строительство железнодорожной линии Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского»;
  • 0,2 млрд руб. по проекту «Развитие направления Пермь – Соликамск»;
  • 0,1 млрд руб. по проекту «Развитие Пермского железнодорожного узла со строительством мостового перехода»;
  • 0,1 млрд руб. по проекту «Восстановление железнодорожного участка Морозовская – Волгодонская Северо-Кавказской железной дороги».
Инвестиционные расходы по проектам развития железнодорожной инфраструктуры в 2018 году
5,9 млрд руб.
Обеспечение безопасности

По инвестиционному проекту «Транспортная безопасность» завершены мероприятия по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™ и XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске.

По проекту «Транспортная безопасность инфраструктурных проектов» выполнены проектно-изыскательские работы по строительству инфраструктуры запретных зон с оснащением техническими средствами обеспечения транспортной безопасности на четырех мостах, расположенных на участке в обход Украины, и пяти объектах в обход Краснодара.

Инвестиционные расходы по проектам обеспечения безопасности в 2018 году
92,8 млрд руб.
Снятие инфраструктурных ограничений
В данную категорию проектов входят работы по:
  • строительству вторых путей;
  • удлинению станционных путей;
  • развитию железнодорожных узлов и пограничных станций;
  • развитию сортировочных станций;
  • строительству и реконструкции искусственных сооружений;
  • реконструкции железнодорожного пути, модернизации железнодорожной инфраструктуры о. Сахалин;
  • развитию участка Тобольск – Сургут – Коротчаево;
  • восстановлению объектов железнодорожного транспорта в Чеченской Республике.
Реконструкция железнодорожного пути

Инвестиционные расходы в 2018 году – 106,6 млрд руб.

В 2018 году завершены ремонтные работыКапитальный ремонт по программе реконструкции пути и капитальный ремонт на старогодных материалах. на 4,7 тыс. км железнодорожного пути, что соответствует плановым параметрам.

Модернизация железнодорожной инфраструктуры о. Сахалин

Инвестиционные расходы в 2018 году – 5,3 млрд руб.

По итогам работы выполнена укладка 60,1 км рельсошпальной решетки на совмещенной трехниточной шпале.

Развитие участка Тобольск – Сургут – Коротчаево

Инвестиционные расходы в 2018 году – 3,3 млрд руб.

В 2018 году введено в эксплуатацию:
  • 45,8 км путей, из них 26,2 км главных;
  • 142 комплекта стрелочных переводов.
Восстановление объектов железнодорожного транспорта в Чеченской Республике

Инвестиционные расходы в 2018 году – 0,4 млрд руб.

По итогам работы за год достигнуты запланированные ключевые показатели эффективности, а именно: восстановлена линия продольного электроснабжения на участках Шелковская – Каргинская, Каргинская – Кизляр общей протяженностью 54 км, в том числе восстановлено освещение на пяти переездах.

Строительство вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и пограничных станций

Инвестиционные расходы в 2018 году – 3,5 млрд руб.

Цель проекта – увеличение пропускных и перерабатывающих способностей основных направлений сети железных дорог для пропуска грузовых поездов унифицированного веса 6,3 тыс. т и длины в 71 условный вагон.

Развитие сортировочных станций

Инвестиционные расходы в 2018 году – 2,8 млрд руб.

Цель проекта – путевое развитие и комплексное оборудование сортировочных станций устройствами механизации и системами автоматизации основных технологических процессов, направленных на увеличение перерабатывающей способности станций.

Строительство и реконструкция искусственных сооружений

Инвестиционные расходы в 2018 году – 7,7 млрд руб.

В рамках реализации проекта осуществляется строительство и реконструкция мостов и тоннелей, в том числе пешеходных.

Подготовка строительства. Проектирование будущих периодов

Инвестиционные расходы в 2018 году – 1,2 млрд руб.

В рамках проекта в 2018 году в установленном порядке осуществлялась разработка обоснований инвестиций в строительство, а также проектной документации на проекты по развитию инфраструктуры будущих периодов.

Инвестиционные расходы по проектам снятия инфраструктурных ограничений в 2018 году
130,8 млрд руб.
Повышение транспортной доступности для населения страны
В эту категорию входят проекты «Инфраструктура пригородного пассажирского комплекса» и «Реконструкция вокзального комплекса дальнего сообщения». В 2018 году завершены следующие проекты:
  • модернизация вокзального комплекса Ростов-Главный;
  • строительство транспортно-пересадочного узла в г. Гудермесе;
  • ввод в эксплуатацию вокзальных комплексов «Волгоград», «Екатеринбург», «Нижний Новгород», а также «Московский» в Санкт-Петербурге;
  • модернизация вокзальных комплексов «Финляндский», «Витебский», «Балтийский», «Ладожский» (пятый этап) в Санкт-Петербурге;
  • модернизация вокзального комплекса «Самара».
Инвестиционные расходы по проектам повышения транспортной доступности для населения страны в 2018 году
11,3 млрд руб.
Обновление подвижного состава
В 2018 году закуплены:
  • 631 локомотив, из них:
    • 439 локомотивов (электровозов и тепловозов) для работы в грузовом движении, в том числе для вождения тяжеловесных поездов,
    • 144 маневровых тепловоза для вывозной, горочной и маневровой работы,
    • 48 пассажирских локомотивов;
  • 310 вагонов моторвагонного подвижного состава, из которых 180 вагонов электропоездов «Ласточка» и 130 вагонов электропоездов ЭПЗД.
Инвестиционные расходы по проектам обновления подвижного состава в 2018 году
116,7 млрд руб.
Прочие проекты

В рамках инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» в 2018 году установлено 1 790 единиц ресурсосберегающего оборудования.

Мероприятия по проекту «Строительство технологического жилья» позволили увеличить жилищный фонд Компании на 7,19 тыс. м² (или на 143 жилых помещения).

Также в 2018 году проводились строительство и реконструкция пансионатов, санаториев-профилакториев, баз отдыха и других объектов оздоровления и развитие социальных объектов ОАО «РЖД», в том числе детских оздоровительных лагерей.

Инвестиционные расходы ПО прочим проектам в 2018 году
9,7 млрд руб.