Обзор рынка

Экономика и транспортная отрасль России в 2018 году

В России в 2018 году макроэкономическая конъюнктура улучшилась, рост ВВП ускорился до 2,3 %, с 1,6 % в 2017 году (здесь и далее по тексту – по данным Росстата).

Этому способствовали повышение цен на товары российского экспорта благодаря росту рынков в первом полугодии и расширение внутреннего спроса. Улучшение динамики ВВП в 2018 году было преимущественно обеспечено такими секторами, как:

  • добывающая промышленность;
  • транспортировка и хранение;
  • строительство;
  • финансовая и страховая деятельность.

Темпы роста промышленного производства имеют определяющее значение для грузовых перевозок железнодорожным транспортом. В 2018 году они ускорились до 2,9 % (с 2,1 % в 2017 году), в том числе:

  • в добыче полезных ископаемых – до 4,1 % (с 2,1 %);
  • в обрабатывающих отраслях – до 2,6 % (с 2,5 %).

Показатели внутреннего потребительского спроса в 2018 году увеличились. Темпы роста оборота розничной торговли в 2018 году ускорились до 2,8 % (с 1,3 % в 2017 году). Поддержку потреблению оказывали розничное кредитование и рост реальных заработных плат. Темпы роста инвестиций в основной капитал в 2018 году находились на относительно высоком уровне – 4,3 % (в 2017 году – 4,8 %).

Большое значение для развития российской экономики в 2018 году имел внешний спрос. Темпы роста российского экспорта, остававшегося «локомотивом» экономики, в 2018 году составили 25,3 %, фактически на уровне 2017 года (25,5 %).

Рынок грузовых перевозок
Грузооборот транспорта

В 2018 году, по данным Росстата, грузооборот транспорта в России вырос на 2,8 % относительно 2017 года и составил 5 640 млрд ткм. Рост произошел на всех видах транспорта, кроме морского (–10,3 %), воздушного (–0,7 %) и внутреннего водного (–6,8 %).

Груженый грузооборот железнодорожного транспорта увеличился на 4,2 %. Доля железнодорожного транспорта в общей структуре грузооборота составила 46,1 % (на 0,7 п. п. выше уровня 2017 года). Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного составила 87,4 % (на 0,6 п. п. выше уровня 2017 года).

Перспективы рынка грузовых перевозок в рамках ДПР

Согласно ДПР, за период с 2019 по 2025 год грузооборот (с учетом порожнего пробега) вырастет на 21 % по сравнению с 2018 годом по базовому сценариюУказаны прогнозные параметры на 2018 год, учтенные при формировании ДПР до 2025 года.. Среднегодовой темп роста грузооборота в базовом сценарии останется на уровне прироста 2018 года — 2,8 %.

Прирост погрузки до 2025 года составит 18 % по базовому сценарию. В основном это будет связано с ростом погрузки угля. Среднегодовой темп роста погрузки в базовом сценарии будет умеренным (+2,4 %).

Грузооборот в России по видам транспорта, млрд ткм
Вид транспорта 2018 Изменение 2018/2017, % Доля в общем грузообороте, %
2017 2018
Весь транспорт 5 640,0 2,8 100 100
ЖелезнодорожныйГрузооборот без учета пробега собственных вагонов в порожнем состоянии. 2 597,8 4,2 45,4 46,1
В том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» и АО «АК «ЖДЯ» 2 596,9 4,2 45,4 46,1
Автомобильный 259,1 2,3 4,6 4,6
МорскойСправочно: в перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера), плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. 44,9 –10,3 0,9 0,8
Внутренний водныйСправочно: в перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арендованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера), плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами. 62,6 –6,8 1,2 1,1
Воздушный (транспортная авиация) 7,8 –0,7 0,1 0,1
Трубопроводный 2 667,8 2,0 47,7 47,3
Справочно:
Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного 86,8 87,4
Доля ОАО «РЖД» без учета трубопроводного транспорта     86,8 87,4
Рынок пассажирских перевозок
Пассажирооборот транспорта

В 2018 году пассажирооборот транспорта в России увеличился на 6,6 % по сравнению с 2017 годом, до 531,9 млрд пасс.-км. Пассажирооборот отдельных видов транспорта составил:

  • железнодорожного – 129,5 млрд пасс.-км;
  • автомобильного – 114,8 млрд пасс.-км;
  • воздушного – 286,9 млрд пасс.-км.

Увеличение пассажирооборота транспорта общего пользования произошло за счет роста пассажирооборота на воздушном транспорте (на 10,6 %). В структуре пассажирооборота транспорта общего пользования воздушный транспорт занимал 53,9 % (+1,9 п. п. к уровню 2017 года). Пассажирооборот железнодорожного транспорта вырос на 5,2 % к 2017 году, но его доля в структуре пассажирооборота уменьшилась до 24,4 % (на 0,3 п. п.). Доля автомобильного (автобусного) транспорта в пассажирских перевозках транспортом общего пользования составила 21,6 % (–1,6 п. п. к уровню 2017 года), а пассажирооборот уменьшился на 1 %.

Перспективы рынка пассажирских перевозок в рамках ДПР

Согласно ДПР пассажирооборот в России должен вырасти к 2025 году по сравнению с 2018 годомУказаны прогнозные параметры на 2018 год, учтенные при формировании ДПР до 2025 года. на 20 % в базовом сценарии.

Рост пассажирооборота произойдет за счет увеличения закупок новых пассажирских вагонов до уровня 600 вагонов в год (в среднем), расширения маркетинговых инициатив, дальнейшего развития Центрального транспортного узла, роста доходов и, соответственно, мобильности населения.

Отправление пассажиров вырастет на 15 % в базовом сценарии.

Пассажирооборот по видам транспорта в 2018 году, млрд пасс.-км
Вид транспорта 2018 Изменение 2018/2017, % Доля в общем пассажирообороте, %
2017 2018
Транспорт общего пользованияБез учета городского транспорта., всего 531,9 6,6 100,0 100,0
Железнодорожный 129,5 5,2 24,7 24,4
В том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД»По данным ОАО «РЖД». 129,4 5,2 24,6 24,3
Автомобильный (автобусы) 114,8 –1,0 23,2 21,6
Внутренний водный 0,6 –1,5 0,1 0,1
Воздушный 286,9 10,6 52,0 53,9